Песковка — маленький рабочий посёлок на северо-востоке Кировской области. Украшением посёлка является берёзовая роща, примыкающая к пруду. Пруд в центре посёлка в причудливых извилинах берегов. Рядом через плотину возвышаются корпуса чугунолитейного завода (ПЛЗ), к сожалению, завод в 2009 году прекратил деятельность. Просёлочные дороги, бегущие среди холмов и палисадников. Двухскатные крыши деревянных домиков с почерневшими от времени заборами.
Здесь среди такого невзрачного пейзажа «питалась впечатлениями» муза Валентины Михайловны Корчемкиной, родившейся в конце тридцатых годов, то есть в предвоенные годы. Её активная натура не допускала бездействия и лени. Поэт-самоучка проработала на заводе до пенсионного возраста. Она и раньше говорила вслух рифмованными строчками, но их из-за работы не всегда удавалось записать. Из-под её пера появлялись строки, написанные с любовью к родному заводу:
И вкладыш чугунный, и фитинг стальной
Ловили три смены, одна за одной.
С работой был каждый пришедший, любой,
Расправься, завод, с набежавшей бедой!
И вот в двухтысячных годах она начала издавать свои стихотворения. Как ей это удалось? Благодаря неуёмной энергии да умению убеждать. Она насобирала денег на первый сборник «Мир в поэтических строках», отпечатанный в ОГУ Редакции газеты «Наша жизнь» в 2003 году в количестве 100 экз. В этот сборник вошли 53 стихотворения. Данное печатное издание лирики разошлось довольно быстро, и на второй сборник вырученных денег хватило. Таким образом, Валентина Михайловна опубликовала с помощью редакции ещё несколько поэтических сборников: «Живое слово» (2007), «Вятская глубинка» (2007), «Трудное время»(2010), «Родники памяти»(2011).
Как говорит, сама поэтесса: «Мои стихи — музыка моей души». Посмотрим, почитаем, проанализируем, каковы же струны души этой незаурядной женщины в поэтических строках?
Интересны пейзажные стихотворения Валентины Михайловны. В них она воспевает северную природу Песковки. Есть в сборнике такие стихи, где обозначен зримо контур подмеченной сценки:
Но однажды к берёзе белой
Подошёл ты, ножом играя,
И рукою ещё не смелой
Вырезал: «Толя плюс Валя».
Как и в народной лирике, в стихах Валентины Михайловны раскрывается не только чувство, но и рисуется определённая ситуация:
«Золотые мои кудряшки»,—
Так звала я тебя когда-то,
С серебриночкою рубашку
Помню мягкую, точно вата.
Эскизно подмеченный пейзаж виден в стихотворении «Улицы песковские»:
Переулки узкие,
Тропинки, словно змейки,
Избы чисто русские,
Под окнами скамейки.
Вот перед нами намечен абрис картины сельской жизни весенней порой, поэт-самородок глубоко чувствует родной пейзаж:
Вятка-реченька волнуется,
Счастье так и в руки просится,
Любка с лютиком целуются,
Соловей с реки проносится.
Задушевно и поэтически просто говорит она о милых её сердцу местных цветах:
И голубеньких вероник,
Глаз анюты огневых,
Часовой взирает донник
С трав взошедших, луговых.
Только жёлтых балабошек
Собираю на венок…
Трогательна привязанность Валентины Михайловны к цветам вятской земли.
Автору нельзя отказать в прекрасном знании современного посёлка, который она и изображает без всяких прикрас, с полным реализмом, используя нотки сарказма, горького юмора.
Произведения её безыскусны, полны сочувствия к землякам, чувствуется сарказм по отношению к власти:
Я б написала про завод,
Но каждый цех быльём зарос,
Последний продаётся лот.
Кому, зачем? При всех вопрос.
Некоторые стихи проникнуты чувством безысходной тоски и неудовлетворённости жизнью, например, «И опять мы с тобою остались вдвоём,/ Нет в семье никого, ну, а мы всё живём./ И сервант полон памяти, грусти и книг,/ В них мелькают счастливинки, бывшие с миг…»:
Есть очень удачные стихи с неожиданными рифмами: «ветки ивы — неторопливый», «газонами — притонами», «приветливы — петлями», «угаров — капилляров», «надо — армаду» и др.
На этих строках читатель невольно заостряет внимание, пытаясь проникнуть в замысел автора.
Например, удачны образы про тропки, которых в Песковке видимо-невидимо: «бежит тропка; ветер тропки подметал; на узенькой нашей тропке; тропочки как ниточки, цветом как бумага; узко-узко бежит тропа; тропа, на горочку веди; тропок всяческих клубок; тропки золотисты».
Простим же ей невольную вычурность некоторых строк — всё это искупается искренностью, верно взятой интонацией:
И оседают на душе,
На строчках тоненькой тетради,
Как и букеты Суланже,
В магнолиевой серой пади.
В некоторых строках внимательный читатель заметит неправильности, так как использованы просторечные слова, введены в ткань стиха разговорные словечки:
Но растут в России ели,
Вырастут и тополя.
И идут года-недели,
Значится, живёт земля.
Валентине Михайловне это надо, чтобы показать наглядно песковский говорок, его диалектные особенности:
Чуть-чуть дождик накрапает,
Серость кроет небеса,
Прелесть ёлок забывают
Мои карие глаза.
Эти диалектные особенности делятся на несколько групп: фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексикословообразовательные (лексические).
Сгруппируем диалекты, использованные В.М. Корчемкиной, по видам:
Фонетические и словообразовательные диалектизмы:
Сосёнка в зелень не одета; беремя волшебства из дней; но оставить вспоминания смогли;
Морфологические диалектизмы:
Что уклалось просто в норму; листики с себя сбросав; ждёт, когда крольчат народят; оглянула огоньки; ушёл, подобая солдату; все снежинки перероет да и в стопочки складёт; и зазря метель метёт; не отдам я сновидения, приутри свой чёрный нос; счёт кукушки туда укладу;
Синтаксические диалектизмы:
На запертях узнать неволю; нечто зимушка споткнулась о наш вырубленный лес; не было мне осеней ещё таких;
Лексические диалектизмы:
Потайка около — родник; но напомнит быть премедленно мне потайка за окном; можно толечко позвать к себе лешего; тропинка торная до дому ведёт; не вертай очарованье, унесённое тобой; и я с надеждою торопкой забыла милые слова.
Валентина Михайловна использует диалектизмы для раскрытия характера лирической героини или действующих лиц, усиливает ироническо-комический эффект, без сомнения, обогащает язык своих произведений. Ей кажется, что диалектизмы дают возможность правдивее изобразить действительность:
Не дрожи вода в пруду,
Не желтей от листьев,
Я к берёзонькам приду
Тихо или быстро.
Посветлеет на душе,
Чуть опавши, косы
Мне ответили уже
На мои вопросы.
Волю я даю словам,
Хорошо на свете,
Улыбаюсь деревам
Памятью о лете.
Ни дождя, ни ветра нет,
Лишь туман забросный,
Он и выдал мне секрет
Дымом папиросным («Папиросный дым», 2007 г.)
Процессы, протекающие в сфере диалектного языка в составе языка художественного произведения, имеют много общего с процессами, свойственными русской разговорной речи, устной разновидности литературного языка. В связи с этим, диалектизмы представляют собой богатый источник для выявления процессов и тенденций литературного языка.
Поэт-самородок, используя диалектные слова в своём творчестве, невольно позволяет вскрыть наиболее древние слои в истории слова, в дальнейшем, вероятно, её сборники стихов помогут какому-нибудь пытливому исследователю совершить пусть маленькое, но открытие об этимологии какого-либо неизвестного слова. Это будет в достаточной мере надёжно, так как зафиксировано в печати.
Великий русский критик Н.А. Добролюбов обронил мысль о том, что «в провинциях-то обыкновенно и развиваются дельные, крепкие люди». Валентина Михайловна Корчемкина, поэт-самородок, поэт-самоучка, сумела многого добиться и вписать славную страницу в историю местной литературы.