В сборнике очерков Евг. Петряева «Литературные находки» встретилось имя Кассина Николая, родился около 1905 года, педагог. В моей голове щёлкнуло: какие-то смутные воспоминания связаны с этим именем. Я обратилась за помощью к заведующей краеведческим залом-музеем Волосковой Елене Васильевне. Выяснилось, что Николай Семёнович Кассин в 1930 году был назначен директором школы в п. Песковку. Значит, я слышала это имя от своих старших родственников. Постепенно в результате поисков получилась такая зримая картина. Минувшее предстало предо мною…
Число учащихся в посёлке к тридцатому году значительно увеличилось. Двух школьных зданий двухгодичной школы (одноэтажное здание) и здание школы ФЗУ (мастерские) стало недостаточно. Встал вопрос о приобретении нового здания. По инициативе учителей был поднят вопрос об использовании здания церкви под школу. Этот вопрос был вынесен на общее собрание жителей поселка. На собрании было принято решении о закрытии церкви и передаче церкви под здание школы. В 1930 году школа начала заниматься в церковном здании.
Директором школы был назначен Кассин Николай Семенович, уроженец села Кикнур, первый организатор комсомольской группы в селе, учитель с высшим образованием. Родился 23 июля в 1907 году. Окончил Кикнурскую школу. В школе создал комсомольскую организацию и был избран её секретарем. В 1925 году вступил кандидатом в члены Коммунистической партии. Осенью 1925 года поступил в Вятский педагогический институт. Успешно окончил его. У Николая Семёновича было одно интересное увлечение, поглощавшее его досуг, — это увлечение «словом», то есть писал стихи. Не просто писал, а ещё и печатался. Поэзией Николай увлекался с детства, и в средней школе его родного села Кикнур (ныне это райцентр Кировской области) словесники стихи юного дарования хвалили.
В начале 1924 года в Вятке выходило несколько рукописных журналов («Красная мысль», «Вятский студент» и др.) Некоторые стенные газеты издавались типографским способом. Вятский педагогический институт выпускал бюллетень «Пединститутец», а совпартшкола — печатный литературный, общественно-политический и бытовой журнал «Совпартшколец» (1925, №№ 1-5). В нём помещались стихи Н. Кассина:
Вы строите свой семейный
уют —
Ищете поповну, чтоб детей
вам плодила.
А как бедняки своё счастье
куют —
Мысль об этом вам прихо-
дила?
Как их вошь окопная ест,
Как их раны мучают, бед-
ных?
Не за то ли, что в Кикну-
ре здесь,
Нас водили строем к обед-
не?..
Первый я заявляю протест,
От имени самых «зловред-
ных»!
Наверно, захолустная Песковка казалась ему чуждой, неуютной, не с кем было вести беседы на литературные темы. В выше приведённом стихотворении под влиянием В.В. Маяковского Николай Кассин облёк свои мысли в форму послания-разговора. Постоянно меняется интонация, прерываемая риторическими восклицаниями-вопросами, присутствует запальчивость высказывания, прямота беседы. Также обращает на себя внимание необычный графический облик стихотворения.
В 1932 году директор Кассин Н.С. поступил на военную службу в РККА. А позже, в 1934 году, он был переведён заведующим Омутнинским отделом народного образования. Затем окончил Нижегородский Коммунистический университет, после этого Ленинградскую военно-политическую академию имени Ленина. До Великой Отечественной войны был редактором военных газет.
И где бы ни служил, как бы ни был загружен делами, искал отдохновение в сочинении стихов. Об этом окружающие знали, к такому увлечению относились уважительно. Для Николая Семёновича Кассина вопрос об искусстве стоял как о гражданском служении. Можно провести аналогию с Николаем Некрасовым, тот тоже служил не только поэтическим словом, но и делом — журналом.
В 1939 году предложили пост заместителя ответственного редактора газеты Киевского особого военного округа «Красная Армия». Только начал привыкать к новой должности, последовал новый приказ: через три месяца его назначили заместителем ответственного редактора центрального издания – газеты «Боевая подготовка». Она была учреждена в 1930 году и предназначалась для младших командиров РККА, курсантов войсковых школ и военных училищ, помощников и заместителей политруков. Выходила 10 раз в месяц тиражом 180–200 тысяч экземпляров. «Боевой подготовке» в 1939 году требовался специалист, способный взять на себя заботы по подготовке материалов для помощников и заместителей политруков, и Николай Кассин этой роли вполне соответствовал.
В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Николай Семенович Кассин возглавлял газету «Боевой удар» 27-й армии под командованием А.Е. Ерёменко. Газета «Боевой удар» (позднее переименованная в газету «Врага на штык») была создана в последние дни июня 1941 г. в Риге.
В тяжелые дни оборонительных боев 1941 г. газета «Боевой удар» писала на своих страницах о стойкости, мужестве и отваге воинов Красной Армии, грудью защищавших Родину. Своей подписью Николай Семёнович Кассин благословлял выход в свет армейских газет «Боевой удар» и «Врага на штык», фронтовой «Вперёд на врага». Встречали читатели на страницах этих газет и стихи Николая Кассина.
Прошёл всю войну. Награждён боевыми орденами, медалями. А помогла выжить наряду с верой, трудовой деятельностью, надеждой и русская литература.
В послевоенные годы с декабря 1945 года по ноябрь 1952 года подполковник Кассин Н.С. был редактором газеты Киевского военного округа «Ленинское знамя». В 1952 году он вышел в отставку и полностью отдался литературной деятельности. В 50-е годы вышли два сборника его стихов «Лирика борьбы» и «Гвардия мира». Сборники стихов Кассина Н.С. имеют дарственную надпись автора Кикнурской библиотеке. Книги были подарены во время посещения Кассиным своей малой родины села Кикнур. Кассин, Николай. Гвардия мира: стихи. – Киев: «Радянскький письменник», 1953.- 101 с. (Автограф Н. Кассина, нояб. 1954 г.)
Кассин, Николай. Лирика борьбы: стихи, поэма. – Киев: «Радянський письменник», 1950.- 138 с. (Автограф Н. Кассина, декабрь 1950 г.)
Умер Н.С. Кассин в 1960 году. Похоронен в городе Киеве.
Поэт – всегда сын своего времени и живёт той же жизнью, что и тысячи его сверстников. Их заботы, мечты создают напряжённое эмоциональное поле, которое возбуждает поэта. И он от имени многих говорит о себе, от себя:
Я ушёл из дома: голова,
да руки,
Да рубище платье, что при-
крыло тело.
Мне хотелось сразу ринуть-
ся в науки,
Петь о новой жизни тоже
мне хотелось.
Но судьба тех лет меня не
приласкала,
Приказала встать на труд-
ный путь солдата.
Шёл я тем путём, как звон-
кий запевала,
И мечты о песне сберегал
я свято.
Сберегал и сеял их, приум-
ножая,
И на мирной ниве, и на
поле боя.
Сильная, глубокая, деятельная страсть, которую трудно определить иначе, как кассинскую любовь к родине. Он не допускал ничего расплывчатого, необязательного, приблизительного. Он находил очень точные слова для описания:
Может быть, оттого,
что безмерно любя
Всё родное, до боли такое
знакомое,
Представляю, мой друг,
Что в глазах у тебя
Отражается сердце твоё
неуёмное.
Не могу умолчать,
Я и сам был таким,
Внешне сдержанно-стро-
гим, но часто
Злую жадность к труду
Проявлял горячо,
черезмерно глазасто.
Графика стихотворений в сборнике показалась интересной, я сразу заострила на этом своё внимание: например, в строке находилось одно слово. Почему?
Слова следующие: знакомое — неуёмное — глазами — ногами — находились в одиночестве. Но какие это слова!? Несущие основной смысл, приковывавшие внимание:
И не зря
Я любуюсь твоими
глазами —
Для тебя мы прошли
через адскую боль.
Мы гадюк убивали босыми
ногами,
Вычищали из жизни
ядовитую моль.
В то предвоенное-военное-послевоенное время поэзия Н.С. Кассина была в русле той эпохи: в них присутствует патетика, героический дух времени:
Наше время от вражеских
действий тревожно.
Но народные массы войны
не хотят,
Верю — в Новом году
Мир и труд непреложно
Сломят козни врагов и опять
победят!
Поэтому эпистолярный жанр оказался очень нужным. В стихах появилась поэтическая логика, интонация убеждающей беседы, нашлось место для рассудительной интонации:
Пусть же эту победу,
Как мощное море,
Щедро полнят победы любого
из нас!
Лирический герой очеловечен, дан в семейных и дружеских связях, в общении с другими людьми. Стихотворение звучит в тембре задушевной беседы:
Вот о чём,
В задушевном своём разговоре,
Я напомнить хотел
В новогодний двенадцатый час:
Трактористу, комбайнеру,
Лесорубу, доярке,
Молодёжи, грызущей науки
гранит, —
Если к Родине чувство
В нас солнечно жарко, —
Это в мире любого врага укротит!
В поэтических посланиях Н. Кассина два образных центра: лирический герой и адресат послания. Поэт создаёт иллюзию реальности собеседника:
Из солнечного Киева
Привет вам, земляки!
Кокшаге омутистой — от Днепра-реки,
Лесным дубравам — от степных широт,
Что зеленеют чуть ни круглый год,
Где на каштанах, как фонарики, цветы,
А тополя, как свечи, светят с высоты.
Образ находящегося рядом собеседника как бы усиливает точку зрения оппонента. В свою очередь, авторская мысль становится более напряжённой.
Я полетел бы майским утром к вам.
Припал бы грудью к глинистым полям,
Прильнул к траве душистой луговой,
Прошёлся молча чащею лесной,
Нашёл следы босых когда-то ног —
Я долго в детстве не носил сапог,
Лишь потому, что их купить не мог.
Она притягивает к себе близкие идеи, объединяет противоположные мнения. Возникает сложное взаимодействие. Форма письма соратнику, другу, оппоненту в какой-то степени определяла убедительно-логический ход поэтического воображения:
Большого счастья жду я впереди —
Друзья, прижать при встрече вас к
груди!
Ну что же, сердце верное, веди
Тропой знакомой в милые места
Да птиц весенних не спугни в кустах…
Пусть ныне сбудется заветная мечта!
Завершение стихотворения – особое искусство. Важно подобрать слова, поэтические мысли и чувства, способные создать финал именно этого произведения.
Я:
Не знавший любви и не
видевший детства,
О тебе, друг мой юный и
нежный, пою!
Читая о таких людях как Кассини
Николай Семёнович, невозможно не вдохновиться. Сразу хочется приняться за работу: взять самые мощные слова и сложить их в стихотворениях, возможно в грубых, но в честных и смелых. Спасибо Вам за Вашу работу!